Вячеслав Бахмин. О феномене городов сотрудничества

Вячеслав Бахмин. О феномене городов сотрудничества
Эксперт КГИ Вячеслав Бахмин подготовил прекрасный обзор по материалам зарубежных публикаций о таком новом, но важном и актуальном для нас явлении, как sharing city, возникшем с ростом популярности sharing economy.

Уже сейчас большинство населения Земли живет в городах, причем в Европе процент городского населения превышает 75%. По оценкам экспертов к 2020 году урбанизация распространится на 70% жителей земного шара, а в Африке и Азии предполагается 90% рост количества горожан. При этом города сталкиваются с массой проблем, включая рост количества отходов, загрязнение окружающей среды, бедность, неравенство, сегрегация и т.п. Многие из таких проблем требуют нетрадиционных подходов и решений. Одним из таких подходов, как показывает практика, является бережное и рачительное отношение к имеющимся, в том числе недоиспользованным, ресурсам, более эффективное использование существующей городской инфраструктуры. Этот подход лежит в основе так называемой sharing economy, которая в последнее время бурно развивается. В то же время он отражает более общую концепцию, получившую название «устойчивое потребление» (sustainable consumption). Таковым называют такое потребление услуг и продукции, отвечающих базовым нуждам людей и улучшающих качество их жизни, при котором в ходе всего цикла производства и потребления минимально используются природные ресурсы и токсичные материалы, сокращается производство отходов и минимизируется загрязнение окружающей среды с тем, чтобы не поставить под угрозу возможности будущих поколений.

Поэтому не удивительно, что с ростом популярности sharing economy возникли города, которые нацелены на активное внедрение и продвижение этой новой экономики. Такие города стали называть себя sharing city. В русском языке пока нет устоявшейся терминологии, описывающей это явление. Впрочем, и в англоязычной литературе мы сталкиваемся с похожей проблемой, поскольку то, что называют sharing economy, уже не вполне соответствует своему названию. Описывая различные аспекты sharing economy, говорят об экономике доверия, обмена, участия, совместного использования, долевой экономике, экономике доступа или Р2Р рынках. Пытаясь разобраться в терминологии, Рейчал Ботсман (Rachel Botsman), одна из серьёзных исследователей sharing economy, предложила сегментировать описываемую новую экономику, разбив её на четыре сферы: использование (собственно sharing economy), производство, обучение и финансы, а всё вместе называть экономикой сотрудничества (collaborative economy), что, на её взгляд, точнее отражает суть явления. Следуя этому подходу, мы тоже будем в данном обзоре именовать sharing cities городами сотрудничества.

Каким может быть «город сотрудничества» пока зависит лишь от нашего воображения. Можно представить себе город, где люди не испытывают нужды, потому что каждый решил, что нужно делиться с ближним; где каждый живет содержательной активной жизнью; где хватает доступного жилья и нет недостатка в совместных средствах передвижения; где бедные могут получить поддержку, средний класс укрепляется, а богатых уважают, поскольку они работают на общее благо. Наверное, каждый достоин жить в таком или подобном городе сотрудничества. И уже можно видеть немало городов, стратегически выстраивающих свою жизнь и деятельность так, чтобы максимально использовать возможности и принципы экономики сотрудничества для улучшения своей социальной, экологической и экономической ситуации.

Движение развития городов сотрудничества

Инициатива по выстраиванию города сотрудничества может идти со стороны городской администрации, как это было в Сеуле; инициаторами могут стать некоммерческие организации, группы местных активистов, как это произошло в Амстердаме, первом европейском городе, названном городом сотрудничества. Он возник в таком качестве в 2013 году и с тех пор сформировал платформу ShareNL (www.sharenl.nl/#sharenl), объединяющую несколько городов Голландии, но открытой и для других.

Приблизительно в это же время образовалась и продолжает развиваться международная ассоциация городов сотрудничества, которая к настоящему времени объединяет 55 членов. В основном они из США, но есть уже 12 городов Европы (включая тот же Амстердам), а также города из Азии, Африки, Австралии, Южной Америки. Ассоциация тоже имеет свою платформу Shareable.net. Это очень информативный хаб для обмена новостями, знаниями и технологиями, помогающий членам сети трансформировать свои города в города сотрудничества. Ассоциация объединяет и поддерживает низовые инициативы, которые пытаются по-новому решить современные городские проблемы, с которыми часто не справляются традиционные вертикальные структуры.

В 2016 году был запущен большой проект Европейского Союза «Sharing cities (smart cities)». Впрочем, концепция этой программы в большей степени связана не с экономикой сотрудничества, а с разнообразным использование цифровых технологий для развития городской среды так называемых «умных городов» (smart cities), энергетической эффективностью, использованием больших данных (big data), вовлечением граждан в жизнь города и в процессы принятия решений. Программа пока включает в себя 6 городов Европы: Лондон, Лиссабон, Милан, Бордо, Варшава и Бургас - www.sharingcities.eu. Есть намерение в дальнейшем распространить опыт этих городов еще на 100 муниципалитетов в пределах Европы.

Как мы видим, города сотрудничества стали за последние несколько лет реальностью, хотя и еще не слишком распространенной. Оказывается, стать действительно таким городом очень непросто: у каждого из городов может быть свой путь, свой образ города сотрудничества, в зависимости от сложившихся приоритетов, интересов, имеющихся ресурсов. Понятно, что на принципах экономики сотрудничества в таком городе должно работать множество платформ и разные сферы экономики, а просто граждане должны хорошо понимать эти принципы, разделять и по возможности использовать. Наверное, нужна команда, призванная продвигать экономику сотрудничества в городской среде. И еще важно, чтобы все гражданские инициативы и усилия городских властей в этом направлении анализировались и выстраивались в совместную стратегию.

8 шагов в направлении города сотрудничества

Как же понять, насколько город, который называет себя городом сотрудничества, действительно соответствует этому статусу? Что для этого необходимо сделать горожанам и городским властям? Эксперты и практики предлагают восемь возможных вопросов и индикаторов, которые сообща помогут в реализации задуманного вами образа города сотрудничества. Несомненно, перечень этих индикаторов со временем может и будет расширяться. Но уже сейчас понятно, что стать городом сотрудничества очень непросто.

1. Регулирование. В достаточной ли степени город регулирует деятельность экономики сотрудничества, чтобы не допустить нежелательных последствий от её внедрения?

Правовое регулирование проявлений новой экономики является одной из важнейших проблем для городских властей. Тут нужно суметь избежать крайностей: либо побольше ограничить или запретить, либо всё поддерживать, не обращая внимания на явные проблемы. Конечно, разумно всячески приветствовать новые рыночные инициативы, приглашать в город инновационный, прорывной бизнес и создавать для него благоприятные условия – без этого не может выстраиваться город сотрудничества. В то же время, следует установить определенные требования к социальной защите участников рынка, к безопасности клиентов, к контролю за качеством услуг, определить свое отношение к другим противоречивым явлениям, которые нередко сопровождают появление экономики сотрудничества в городской среде. В некоторых случаях полезно поддержать экспериментальное использование новой технологии или приложения в течение какого-то времени, а потом после анализа результатов принимать решение. Регулирование должно быть разумным, не препятствующим развитию самого явления.

2. Продвижение. Позиционирует ли город себя как город сотрудничества вовне и среди его жителей?

Стоит всячески способствовать лучшему пониманию сути и потенциала экономики сотрудничества, продвигать в обществе то позитивное, что получает город от её внедрения. Возможности города должны быть равно доступны и привлекательны для людей разных групп и культур, в особенности для наиболее уязвимых. В то же время жители должны знать, что городская власть контролирует ситуацию, делает разумные шаги для изменения правового регулирования деятельности новой экономики, что она использует принципы экономики сотрудничества, принципы максимального использования городских ресурсов, чтобы решать проблемы города и его жителей, касается ли это городского транспорта, коммуникаций, загрязнения городской среды, досуга или чего-то другого.

3. Город как клиент. Нацелен ли город на поиск инноваций, стимулирует ли он развитие экономики сотрудничества через процедуру закупок и льготные тарифы?

Есть довольно очевидные возможности для города и власти применить экономику сотрудничества, чтобы более эффективно использовать свои собственные ресурсы. Начать с того, что власти могли бы разрешить чиновникам использовать существующие sharing платформы для официальных нужд, например, в ходе командировок или при использовании автомашин. Это вполне возможно, поскольку транспорт и сфера размещения в разных городах – наиболее успешные секторы экономики сотрудничества. Потенциал возможностей для официального использования подобных платформ огромен, так же как есть немало способов применять принципы экономики сотрудничества в организации и осуществлении социальных услуг. Роль города важна и в развитии сферы совместного потребления еды и продуктов. Она включает в себя совместное использование частных или общественных сельскохозяйственных земель, неиспользованных продуктов, еды, кухонь и кухонного оборудования, а также полученного урожая путем личных контактов или через виртуальные площадки. Эта деятельность вовлекает горожан, фермеров, коммерческие компании, местные власти, благотворительные организации и кооперативы.

4. Быть хорошим хозяином. Использует ли город своё пространство, чтобы создавать возможности для экономики сотрудничества?

Для расцвета новых инициатив и стартапов нужно немало условий, ключевым из которых является удобное рабочее помещение. Поддержка бизнес-инкубаторов и акселераторов, предоставление доступных офисных площадей – важный вклад городской администрации в развитие города. Есть еще коворкинговые пространства, дающие возможность независимым предпринимателям, организациям и частным лицам совместно использовать для работы помещение, оборудование и офисные услуги, в том числе во время командировок и поездок. К примеру, программа в Великобритании «Пространство для роста» дает возможность стартапам, благотворительным организациям и социальным предпринимателям по всей стране временно использовать городские помещения – бесплатно или по льготной цене. А в Сеуле для подобных же целей город выделил более 800 помещений. Кроме того, городу стоит пересмотреть свою налоговую, лицензионную политику в отношении экономики сотрудничества.

5. Инвестиции. Инвестирует ли город средства в развитие предпринимательства и технологии, которые необходимы для создания экономики сотрудничества?

Для растущей и успешной экономики сотрудничества важна не только соответствующая правовая среда, но также поддержка властей и доступ к инвестициям. В Сеуле городская администрация напрямую финансировала множество инициатив экономики сотрудничества, а в Великобритании правительство поддержало Лидс и Манчестер в их программе построения города сотрудничества. Одним из важных направлений городского инвестирования может стать развитие совместной энергетики. Она использует цифровые технологии и веб-платформы для сотрудничества производителей энергии напрямую с потребителями и инвесторами в первую очередь для создания, сохранения или распределения возобновляемой энергии (в основном солнечной или энергии ветра), но также и для эффективного использования иных энергоресурсов. Растущее количество Р2Р моделей этого направления экономики сотрудничества позволяет увеличить участие в процессе тех, кто обычно не может этого себе позволить из-за цены или инфраструктурных проблем.

6. Город как соединитель. Развивает ли город экономику сотрудничества через улучшение качества цифровой связи и транспорта?

Бесплатный общественный wi-fi и доступ к высокоскоростному интернету становятся нормой для любого современного города и условием для развития его инфраструктуры, такой, например, как транспорт. Города уже сейчас применяют разные варианты каршеринга, совместного использования велосипедов, используют платформы для поиска попутчиков, а также uber-проекты, связывая эти возможности с существующими маршрутами общественного транспорта. В Хельсинки развивается программа «мобильность по запросу», оперативно и гармонично объединяющая все возможности общественного транспорта для передвижения по городу. С ростом экономики сотрудничества возникает необходимость инвестирования в логистику, в систему доставки товаров, что становится всё более важной частью инфраструктуры города сотрудничества.

7. Стратегия. Есть ли у города внутренние возможности, необходимые для поддержки инноваций и экономики сотрудничества?

Важной отправной точкой является ясно сформулированное и опубликованное видение, каким образом город намерен поддерживать экономику сотрудничества, вместе с набором индикаторов, позволяющих отслеживать успех на этом пути. Но сработать это может только, если город выделит руководителя и соответствующие ресурсы для координации такой работы внутри администрации. Инновационные команды и лаборатории в городском правительстве появляются сейчас во многих городах. Подобные структуры отвечают, в частности, за контакты предпринимателей и правительства, они создают правовую базу и поддерживают городских инноваторов, работающих на местном уровне, в их оригинальных разработках для решения городских проблем.

8. Обработчик данных. Использует ли город имеющиеся данные, чтобы порождать рост общественного блага, используя возможности экономики сотрудничества?

Экономика сотрудничества накапливает огромное количество данных, и оно только растет. В настоящее время эти данные обычно закрыты и находятся в распоряжении коммерческих платформ и рыночных площадок. В то же время города все активнее используют большие массивы данных и уже нередко умеют в удобном виде предоставлять полученную информацию гражданам (например, возможности для использования общественного транспорта). Так что у городских властей появляется мотивация получить доступ к данным, накопленным на платформах экономики сотрудничества, чтобы полнее видеть распределение транспортных и туристических потоков, понимать, каким частям города или каким группам населения не хватает тех или иных услуг. Те же данные необходимы властям, чтобы понимать, в какой степени платформы экономики сотрудничества нуждаются в регулировании со стороны властей. С другой стороны, город тоже может открывать свои данные для платформ экономики сотрудничества, чтобы предотвратить некоторые трения в их работе. Например, открыть информацию по выданным водительским удостоверениям для каршеринговых платформ. При этом выстраиваемая система должна обеспечивать безопасность персональных данных, защиту приватности, а где необходимо и анонимности.

Хорошо знающие реальную городскую среду практики и эксперты наверняка скажут, что все эти шаги на пути построения города сотрудничества потребуют мобилизации значительных ресурсов, серьёзной мотивации и энтузиазма как руководителей города, так и простых горожан. Перед теми, кто всё же, не испугавшись, захочет заняться этой работой, неизбежно встанет вопрос, «с чего начать?».

С чего начать?

На этот вопрос тоже можно отвечать по-разному. Многое зависит от конкретной ситуации в городе, от того, насколько городские власти готовы двигаться по пути развития «города сотрудничества», насколько в городе известна эта концепция и насколько уже используются существующие платформы и площадки экономики сотрудничества. Если речь идет об энтузиастах, активистах, которых увлекла идея города сотрудничества, то начинать стоит с поиска и объединения заинтересованных людей, формулирования совместных задач и планирования совместных действий. В этой связи ниже приводится перечень основных рекомендаций от тех, кто уже далеко продвинулся на пути формирования города сотрудничества. Итак…

1. Оцените свои возможности

Спросите себя: есть ли у вас своя команда или базовая организация? Если нет, есть ли у вас достаточно времени, чтобы быть главным организатором процесса? Насколько долго вы сможете этим заниматься? Сколько часов в неделю? Планируйте, опираясь на ваши реальные возможности – это не спринт, а медленный бег на длинную дистанцию – и лучше собрать свою команду, чем делать все в одиночку. Решите, вы действительно готовы начать что-то новое или готовы только присоединиться к инициаторам. Тот ли вы человек, которому захочется возглавить эту работу? Если да, то вперед! Если нет, подумайте, кто может стать партнером и взять эту миссию на себя.
Каковы ваши умения и опыт? Знаете ли вы тех, кто был бы заинтересован в развитии города сотрудничества и занялся бы тем, что вам для этого необходимо?
Имейте в виду ключевые навыки для запуска города сотрудничества: групповая и социальная работа; организационные навыки; координация и проведение мероприятий; продвижение идей и маркетинг (в сети, через публикации, лично); умение писать или выступать на публике.
Разберитесь со своими чувствами: поймите, в чем ваша мотивация. Это поможет потом справляться с трудностями.

2. Оцените вашу целевую аудиторию

Какова ваша целевая аудитория или потенциальные члены движения? Связаны ли вы уже с ними каким-то образом (студенты, пожилые, люди низкого достатка, артисты, активисты, городская администрация, и т.п.)? Кто из них умеет добиваться результатов? Что им интересно? На что направлена их энергия? В чем их потребности? Где они встречаются и общаются? Это школа, Ротари-клуб, церковь, местная экологическая организация, ТОС?
Прежде всего, посмотрите на те практики экономики сотрудничества, которые уже есть вокруг вас, на организации и структуры, которые не нужно убеждать в важности экономики сотрудничества. Это ваша первоочередная целевая аудитория. Может быть, это какие-то дешевые или бесплатные услуги, такие как коммунальные кухни, банк еды, общественные бассейны, общественные центры здоровья или тренажерные залы, публичные спортивные площадки, библиотеки, ежегодные городские праздники, фестивали, ярмарки; овощные базары и места, где люди обмениваются семенами или саженцами.
Рассмотрите потенциальные проекты экономики сотрудничества в вашем городе: общественные банки, микрофинансирование и местные инвестиции, регулярные благотворительные обеды, производственные кооперативы, общественные сады и парки, коворкинги, общественные центры, эко-деревни, публичные библиотеки, каршеринговые площадки, велопрокат, банки времени, образовательные кооперативы, общественные СМИ, благотворительные магазины, бесплатные интернет-кафе, центры по обмену (или библиотеки) инструментов, игрушек, книг и семян и т.п.
Попробуйте в качестве организационной стратегии создать карту таких мест и сервисов вместе с несколькими местными энтузиастами, это может увлечь и привлечь других.
Спросите себя, как вы можете получить поддержку? Начните с того, что есть. Не пытайтесь сразу изменить людей или критиковать их привычки, но попытайтесь так их вдохновить, чтобы они сами захотели измениться. Пусть они меняются, вовлекаясь в практику экономики сотрудничества, делая что-то совместно. Посещайте мероприятия и собрания других групп, постарайтесь оценить их общие потребности, интересы, навыки. Делайте всё интересно и увлекательно, комфортно для разных групп людей, так, чтобы им захотелось прийти еще раз, да и вы тоже получили бы удовольствие.

3. Оцените ваши ресурсы

Изучите, какие ресурсы есть у вас в сообществе:

Финансирование: дружественные бизнесмены, компании, фонды местных сообществ, местный краудфандинг или фонд беспроцентного кредитования, городские программы поддержки, и т.п.
Волонтеры: есть ли местные организации волонтеров, школы или колледжи готовые помочь, местный бизнес или церковные приходы. Как их заинтересовать и увлечь?
Помещения: подумайте о школах, библиотеках, общественных центрах, дружественных НКО, клубах, антикафе и других публичных местах.
Знания и экспертиза: поищите экспертов в своей среде, пригласите внешних специалистов, если надо, обратитесь к соответствующим интернет-ресурсам, к коллегам в других городах, развивающим экономику сотрудничества.
Другие ресурсы: бизнес, готовый помочь in kind (своей продукцией или услугами), сервисы pro bono.
Организационные партнеры: администрация города, экологические организации, церкви, организации по развитию местных сообществ, ТОСы, библиотеки, ресурсные центры, НКО.


4. Делаем первые шаги

Создаем: простой сайт, группу в подходящих социальных сетях, лист рассылки.
Решаем, кого пригласить: постарайтесь связаться с людьми, которые уже входят в ваш круг знакомств и которые могут загореться вашей идеей, с теми, у кого есть время, способности и связи с другими ресурсами и родственными организациями.
Проведите первое мероприятие сторонников: используйте элементы существующих практик совместной деятельности и выясните, что эти люди думают о развитии экономики сотрудничества в вашем городе. Само мероприятие уже будет событием, привлекающем сторонников.
Сделайте его увлекательным и интересным: люди в свое свободное время должны не только что-то делать, но и просто развлечься.
Проведите опрос в вашей группе: Над чем вы все вместе хотели бы поработать? Чего можно было бы достичь быстро, легко и эффектно? Что можно сделать успешно с вашими ресурсами и за разумное время? Что людям нужно, что они хотят больше всего? Как найти партнеров среди местного бизнеса и местных организаций? Чего вы хотите достичь исходя из вашего видения?


5. Проведите совместную публичную акцию

Подберите подходящий проект или значительное мероприятие (форум) местного сообщества, основанные на идее экономики сотрудничества. Идеально, если проект будет обращен к вашей целевой аудитории, вашим союзникам и волонтерам. Убедитесь, что он вам по силам и может быть осуществлен в разумное время, что он получит хороший отклик в сообществе и СМИ, а ваша команда готова в нем участвовать.
Пригласите заинтересованных партнеров и/или сторонников к участию.
Сделайте событие веселым, интересным. Дайте людям больше возможности пообщаться и познакомиться друг с другом, это часто бывает важнее, чем многообразная деятельность.
Празднуйте любой успех, большой или малый.
Поблагодарите и наградите членов вашей команды и волонтеров.
Публикуйте информацию о вашем событии при любой возможности. Пригласите СМИ, разместите репортаж с акции в блогах, социальных сетях, используйте цитаты участников, фотографии, личные истории.
Спросите волонтеров, которые отличились, что бы они хотели делать дальше. Эти люди – ваш огромный ресурс, так что убедитесь, что они помогут вам и в следующем проекте.


Это только начало. И в зависимости от того, насколько оно будет успешным, насколько вам удастся найти, заинтересовать и мобилизовать разнообразных сторонников, увлечь их идеей «города сотрудничества» зависит перспектива вашего проекта. За вдохновением и новыми идеями энтузиасты могут обратиться к коллегам из других городов, которые уже сумели многого достичь. Ссылки на соответствующие ресурсы можно найти выше (хотя тут потребуется знание английского языка).

Как показывает практика, города сотрудничества могут позитивно повлиять на экономическое, экологическое, социальное и демократическое развитие городского сообщества. Это новая возможность для города, которая позволяет проявить лучшие человеческие качества в нынешних рыночных условиях, предложить более справедливое и перспективное продвижение к нашему всё еще неопределенному будущему.

Источник: https://komitetgi.ru/analytics/3070/



Сайт создан в рамках проекта «Центры Городов Будущего» Центра социальных технологий «Гарант» при поддержке Фонда Citi Фонд Citi